Youssou Ndour тексты песен

Youssou Ndour биография

Юссу Н’Дур  (род. 1 октября 1959 в Дакаре, Сенегал) сенегальский певец и ударник.
 
Youssou N'Dour является одним из самых известных африканских музыкантов в истории. Известный певец, автор песен и композитор, перкуссионист и иногда актер, он органично сочетает в своем творчестве традиционные сенегальские mbalax с различными эклектичными влияниями начиная от кубинской самбы до хип-хопа, джаза, соула и рок-музыки. На Западе Youssou сотрудничал с такими музыкантами, как Питер Гэбриэл, Аксель Ред, Стинг, Алан Stivell, Bran Van 3000, Neneh Cherry, Wyclef Jean, Пол Саймон, Брюс Спрингстин, Трэйси Чепмен, Брэнфорд Марсалис, Рюичи Сакамото, Dido и другими
Мировая слава пришла к Youssou N'Dour после написания и исполнения композиции 7 Seconds в дуэте с Neneh Cherry в 1994.
 
«Если и есть в странах третьего мира артист, чья популярность может сравниться со славой Боба Марли, то это только один человек — Йуссу Н'Дур (Youssou N'Dour), певец, обладающий фантастическим голосом, в котором словно отразилась вся история Африки». Таким панегириком приветствовали сенегальского артиста на страницах солидного американского журнала «Rolling Stone». К тому времени когда международная пресса единодушно называла музыку Йуссу Н'Дура самым значительным, самым необычным голосом «черного» континента, прозвучавшим на весь мир в 90-е годы, в родном Сенегале артист давно стал кумиром молодежи, а к началу 2000-х — национальным достоянием всей страны. Неизменно опираясь на традиционную африканскую культуру, он не воспринимал ее как застывшую догму, а стремился к новым музыкальным формам, искал новые средства выражения. Йуссу и музыканты из его окружения в конце 70-х создали новый стиль мбалакс (mbalax), который уходил корнями в древние музыкальные традиции и новаторски использовал старинные барабаны, отличаясь изобретательным скрещением ритмов — африканских, кубинских, карибских — и необыкновенной притягательностью звучания.
Йуссу Н'Дур родился в Дакаре, столице Сенегала, в 1959 году. Уже по факту рождения его судьба была связана с музыкой: его мать Н'Дейе Сохна Мбуп (N'Deye Sokhna Mboup) принадлежала к касте гриотов, единственной касте в Сенегале, сохранявшей и передававшей по наследству традиции исторического пения. Мать научила его петь еще в раннем детстве, а первый опыт общения с публикой он приобрел в 12 лет, исполняя специальные обрядовые мелодии на церемониях обрезания. Отец, Элимейн Н'Дур (Elimane N'Dour), работал автомехаником и отличался большой набожностью — в районе, где жили самые стойкие выходцы из Медины, трудно было вести себя иначе. Еще в подростковом возрасте Йуссу начал петь в известном дакарском ансамбле Star Band, который со временем окажется самой успешной сенегальской группой 70-х.
В 1979 году Йуссу собрал собственный ансамбль Etoile de Dakar, который к 1981 году эволюционировал в Super E'toile De Dakar. Судьба вела Йуссу из одной африканской супергруппы в другую. The Super Etoile в 80-е годы приобрел фантастическую популярность на родине, получив известность и далеко за пределами Африки. Во главе с Йуссу Н'Дуром музыканты The Super Etoile De Dakar создали самый популярный в Сенегале музыкальный стиль мбалакс: традиционные барабаны сабар и бугарабу, издавна сопровождавшие жизнь сенегальской народности уолоф (wolof), озвучивали необычный коктейль из ритмов древней Африки, Кубы, Карибского бассейна и современного американского соула и рока.
В 1984 году Super E'toile De Dakar впервые выехали в Европу и произвели мощное впечатление на публику, включая и известных артистов. 85-й год Йуссу Н'Дур начал с организации концерта в поддержку южно-африканского политического лидера Нельсона Манделы (Nelson Mandela), сидевшего тогда в тюрьме. Это политическое шоу проходило на крупнейшем стадионе Дакара. В том же году вместе с Super E'toile De Dakar он проехал с небольшим туром по Северной Америке. Виртуозно исполненная ритмическая мозаика, дополненная уникальным вокалом Йуссу Н'Дура с диапазоном в пять октав, многих сразила наповал. Среди горячих поклонников сенегальского артиста сразу оказались Питер Гэбриел (Peter Gabriel) и Пол Саймон (Paul Simon).
Собственно, широкое знакомство меломанов с удивительным сенегальским певцом стало возможным именно благодаря этим артистам. В 1986 году Йуссу Н'Дур записал вокал для альбома Гэбриела «So» и для диска Пола Саймона «Graceland». По отзывам критиков, композиция «In Your Eyes», представленная на альбоме «So», обозначила очень важный момент в истории современного рока — момент, когда в западной музыке появился такой исключительно яркий вокалист, как Йуссу Н'Дур, без обиняков названный одним из лучших на земле. Питер Гэбриел пошел еще дальше и пригласил сенегальца открывать свои концерты в рамках мирового турне в поддержку пластинки «So».
В 1986 году Йуссу Н'Дур дебютировал как самостоятельный артист, выпустив свой первый альбом за пределами Сенегала «Nelson Mandela», еще один — вслед за концертом 85 года — трибьют Нельсону Манделе. Почти все песни музыкант написал сам и блестяще их озвучил, выдвигая на первый план свой гуттаперчевый вокал, парящий поверх плотных, насыщенных духовыми аранжировок. В 1988 году вышла вторая, сходная по духу, пластинка «Immigrеs», создающая яркие звуковые картинки в стиле мбалакс. Эти альбомы не получили сколько-нибудь значительного отклика у западных меломанов.
Фактически только в 1988 году Н'Дур удостоился широкого внимания как со стороны зрителей, так и со стороны прессы, когда согласился выступить одним из хэдлайнеров тура Human Rights Now!, организованного Международной амнистией и собравшего на одной сцене таких мировых знаменитостей, как Стинг, Питер Гэбриел, Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen) и Трейси Чепмен (Tracy Chapman). Еще одним важным «выходом в свет» стало участие в коллективном шоу на лондонском стадионе «Уэмбли», приуроченном ко дню рождения все того же Нельсона Манделы.
Первый действительно международный релиз Н'Дура, альбом «The Lion», появился в 1989 году. Он включал написанный совместно с Гэбриелом сингл «Shaking the Tree». Любопытно, что финансирование записи взяла на себя международная ассоциация сенегальских таксистов, точнее ее парижский филиал (есть, оказывается, и такая организация). Спустя год в Америке и Европе вышел еще один лонг-плей «Set» (1990), спродюсированный Брайаном Ино (Brian Ino) и Майклом Бруком (Michael Brook). Именно тогда и появилась статья в журнале «Rolling Stone» о величии таланта Йуссу Н'Дура, которую впоследствии цитировали многие издания. О том, что для соотечественников артист давно стал культовой фигурой и его слово обладало огромным авторитетом, говорит уже тот факт, что альбом «Set» положил начало экологическому движению Set Sataal (Стань чистым), кампании по уборке городов, инициатором которой выступили молодежные организации Сенегала. Заглавный трек «Set» стал гимном сенегальской молодежи 90-х годов.
Многообещающий артист, чей альбом «Set» уже возглавил американский рейтинг World Music, привлек к себе самое пристальное внимание боссов шоу-бизнеса. В 1991 году Н'Дур становится подопечным небольшого подразделения лейбла Columbia. Важное направление его деятельности, как подчеркивается в контракте, — обогащение афро-американского музыкального наследия.
Одним из новых пополнений этого наследия становится следующий альбом музыканта «Eyes Open», опубликованный в 1992 году. Его продюсированием Н'Дур занимался сам, да и музыку записывал в собственной студии, оборудованной в Дакаре. Аккомпанировал ему родной ансамбль Super E'toile De Dakar. К превеликой радости сенегальцев и самого автора, конечно, альбом был номинирован на соискание Grammy. В чартах он чувствовал себя вполне уверенно, став хитом #1 в рейтинге World Music.
В 1993 году, объявленном ООН годом ребенка, Йуссу Н'Дур был избран послом ЮНИСЕФ. С тех пор он регулярно проводит благотворительные концерты, средства от которых направляются в фонд помощи детям, больным СПИДом. В творческом плане самое важное событие 1993 года — премьера оперы музыканта на африканскую тематику, состоявшаяся в Парижском оперном театре.
Шумным успехом пользовался шестой альбом Йуссу Н'Дура «Guide (Wommat)», подготовленный в 1994 году. Изюминкой этой великолепной подборки песен оказался дуэт Йуссу со шведской певицей Нене Черри (Neneh Cherry) «7 Seconds», самый знаменитый хит-сингл в карьере сенегальского артиста, засветившийся в многочисленных поп-чартах разных стран.
В середине 90-х дискография музыканта пополнялась компиляциями лучших треков, подборками концертных материалов, а также дисками, выходившими на родине. Новый международный релиз состоялся в 2000 году — это был лонг-плей «Joko: The Link», о котором обозреватель британского журнала «The Guardian» написал: «Прекрасный образец слияния африканской и западной музыки — здоровый, убедительный и продуманный». Альбом во многом пересекался с диском «Joko From Village to Town», который появился в том же 2000 году в Западной Европе.
Объездив весь мир, своим родным домом Йуссу Н'Дур по-прежнему считает Дакар, куда неизменно возвращается из всех гастрольных поездок, да и работать ему комфортнее в собственной дакарской студии. В последние годы к лаврам барабанщика, композитора и продюсера Йуссу прибавил еще и приятную обязанность организатора и соведущего единственных в своем роде вечеринок в сенегальском стиле Great African Ball. Такие «балы» проходят ежегодно в Нью-Йорке и Париже, предлагая посетителям слегка сумасшедшие перформансы, типичные для дакарских ночных клубов.
В 1998 году Йуссу Н'Дур написал и исполнил гимн финальной части Чемпионата мира по футболу. Его выступление с композицией «La Cour des Grands» смотрели в прямой трансляции около трех миллиардов человек. В 2000 году сенегальского артиста пригласили вместе с другими суперзвездами выступить на специальном концерте в поддержку стран третьего мира, устроенного по инициативе Иоанна Павла второго.
В 2002 году подоспело время свежего альбома «Nothing's in Vain (Coono du rееr)», выдержанного в том же стилистическом ключе — традиционная музыка Западной Африки, вписанная в контекст современных поп-идиом. Инструментальное сопровождение остается в общем и целом уже знакомым — фирменная сенегальская перкуссия (сабар) и говорливые гитары, плюс полный набор этнических струнных, которые на этот раз используются довольно лояльно: 21-струнная кора (западноафриканская арфа), пятиструнный ксалам (сенегальская лютня) и однострунная рити (сенегальская скрипка).
Свой девятый международный релиз музыкант назвал «Egypt» (2004), хотя рабочее название у альбома было другое — «Allah». В центре внимания Н'Дура — фигуры Шейха Амаду Бамбы (Cheikh Amadou Bamba) и Шейха Ибра Фалла (Cheikh Ibra Fall), почитаемых в Сенегале святых, чья жизнь овеяна легендами. В этой концептуальной работе музыкант прослеживает связи между религией суфиев, одного из направления ислама, родившегося в Сенегале, и верованиями египтян и народов Ближнего Востока. Первые наброски «Egypt» были сделаны еще в конце 90-х, но работа вошла в финальное русло уже в 2003 году, после того как артист отменил американский тур в знак протеста простив бомбардировок Ирака. Отводя африканскому фольклору фоновую роль и выдвигая на первый план арабскую музыкальную культуру, вводя элементы духовной практики и сакральных обрядов, Н'Дур стремится создать собственную картину исламского мира, нарисовать портрет современного мусульманина, который разительно отличается от того, что предлагают западные масс-медиа.
Посол доброй воли ООН, лучший африканский артист 1996 года, африканский артист столетия и Человек столетия в Сенегале, в 2005 году Йуссу Н'Дур привез на родину еще одну награду, которую соотечественники, особенно коммуна суфиев, восприняли как триумф всего сенегальского народа — премию Grammy за альбом «Egypt», названный лучшим альбомом 2004 года в стиле world music.

Поделись с друзьями