Utopia тексты песен

Utopia биография

Год основания: 1973 Жанры: прогрессив-рок, хард-рок, арт-рок, помп-рок, глэм-рок, AOR Актриса Лив Тайлер, как известно, — дочь вокалиста Aerosmith, Стивена Тайлера. Но всё своё детство и юность она пребывавла в полной уверенности, что её отец — Тодд Рандгрен. Однако Рандгрен знаменит не только благодаря этой истории, достойной мексиканских сериалов. Он — мультиинструменталист, превосходный гитарист, вокалист, аранжировщик, авторитетный продюсер и создатель нескольких разноплановых групп. Оставившая глубокий след в прогрессив- и помп-роке Utopia — одна из них, и, возможно, самая яркая. блюзовой группы Woody’s Truck Stop, вместе с товарищами он давал концерты в клубах Филадельфии. Подобные выступления продолжались совсем недолго, вскоре молодому амбициозному музыканту захотелось попробовать себя в других жанрах, поэтому в 1967 году он покинул коллектив и основал свою собственную гаражную группу под названием The Nazz. В течение трёх лет группа записала и выпустила три альбома.   Покинув The Nazz, в 1969-ом Рандгрен некоторое время занимался мелкой подработкой, в основном принимал участие в написании аранжировок других групп. В 1970-ом он создал проект под названием Runt. Выпустив два альбома, в 1972 году Runt, однако, прекратил своё существование. Новый альбом «Something/Anything?» можно считать соло-работой Тодда Рандгрена. Он сам писал и тексты, и музыку, сам пел, сам продюсировал все четыре стороны двойного альбома. Его музыкальный стиль в то время (в дальнейшем его назовут словом «пауэр-поп») сочетал в себе соул и поп-рок 60-х. Рандгрен тяготел и к другим жанрам, в частности он пробовал играть хард-рок и так называемую «экспериментальную» музыку, а в 1973 году решил попробовать силы в арт-роке. Для этого он, не прекращая выпускать сольные альбомы, создал группу Utopia.
  Первые два альбома, «Todd Rundgren's Utopia» и «Another Live» содержали развёрнутые и богато аранжированные пьесы, сыгранные ансамблем из шести весьма техничных музыкантов. Дебютный альбом содержал только четыре трека и длился почти шестьдесят минут. Открывался альбом записанной «живьём» пьесой «Utopia Theme», а завершался концептуальной сюитой «The Ikon» протяжённостью более тридцати минут, занимавшей целую сторону пластинки. В составе группы на тот момент находились Кевин Эллмэн (ударные), Марк «Муги» Клингмэн (клавишные), Жан-Ив «М.Фрог» Лаба (синтезаторы), Ральф Шукетт (клавишные), Джон Сиглер (бас и виолончель) и сам Рандгрен (гитара, вокал). После завершения работы над альбомом Лаба ушёл, и его заменил бывший программист синтезаторов Moog Роджер Пауэлл. На втором альбоме, полностью концертном, объявился также новый ударник – Джон «Уилли» Уилкокс. На этом диске содержались и несколько пьес, не появлявшихся в студийных версиях. Здесь обнаружился и интерес Рандгрена к Бродвейским мюзиклам – в частности группой был записан фрагмент из «Вестсайдской истории» («Something's Coming»). Также на диске оказалась кавер-версия песни «Do Ya», сочинённой Джеффом Линном и изначально исполненной линновскими The Move. К слову, ещё в составе Nazz Рандгрен записывал другую песню этой группы – «Open My Eyes».
  В октябре 1975-го Utopia отыграли свой первый британский концерт (в зале «Хэммерсмит Одеон»). Концерт, на котором появился урезанный состав группы (Рандгрен, Сиглер, Пауэлл, Уилкокс) в сопровождении Лютера Вандросса и Энтони Хинтона в качестве бэк-вокалистов, был записан для радио BBC и издан на диске нелегально.
  Третий альбом, «Ra» (1977), был записан снова изменённым составом – Рандгрен, Уилкокс, Пауэлл и Касим Салтон (бас, вокал; в дальнейшем, после развала группы он ещё много лет будет работать с Тоддом Рандгреном). Эти люди и составляли ядро коллектива в дальнейшем вплоть до распада. Все писали музыку, всем доставались вокальные партии, все были равны, но Рандгрен, на правах создателя, оставался «чуть равнее остальных». Отличительной особенностью Utopia стала стилистическая широта, которая простиралась от психоделического и прогрессив-рока до соул, от блюза через «стадионный рок» до хэви-метал. В целом работа «Ra» продолжала прогрессив-рок направление. Альбом открывала электронная аранжировка увертюры «Mountaintop and Sunrise» из фильма Бернарда Херрманна «Путешествие к центру Земли», но далее следовали короткие и вполне «доступные» песни. Последующие диски Utopia демонстрировали более краткий и более поп-ориентированный материал, в котором было заметно влияние набиравшей обороты «новой волны».
  Хотя у группы было достаточно сатирических, политизированных песен (примером которых может послужить добрая половина песен альбома 1982 года «Swing to the Right») и немало горьких, «душещипательных» произведений, известна Utopia, в первую очередь, благодаря своим исполненным оптимизма и приподнятого духа гимнам. Примером такового произведения может послужить «Love Is the Answer» из альбома «Oops! Wrong Planet» (1977).
  Отдельный разговор – концерты группы, на которых творческая мысль Рандгрена разворачивалась до невиданных пределов: светящиеся пирамиды, огромные огнедышащие сфинксы, лёд и фаер-машины. Во многом, что касается шоу, они были пионерами. Во всяком случае, Рандгрен обижался, когда видел, как коллеги по жанру беззастенчиво пользуются его идеями.
  Несмотря на всю стилистическую широту своей музыки, очевидную одарённость музыкантов и их виртуозность, у Utopia только один хит, попавший в Billboard Hot 100. Песня «Set Me Free» из самого коммерчески успешного диска команды «Adventures in Utopia» поднялась до 27-го места в 1980 году.
  В новом десятилетии коллективу удалось удержать культовый статус. Utopia регулярно выступали, их клипы крутились по ТВ, появлялись новые альбомы группы. По сути это был AOR – помп-рок, ориентированный на альбомы для взрослой аудитории.
  Тодд Рандгрен все эти годы параллельно продолжал выпуск сольных альбомов. Его коллеги по группе тоже, хоть и с меньшим успехом. Роджер Пауэлл между делом работал с Дэвидом Боуи. Ситуация на музыкальном рынке к этому времени претерпела существенные изменения, прогрессив-рок 70-х, с точки зрения концернов звукозаписи, выглядел анахронизмом. Вероятно, всё это и привело к распаду группы в 1986 году.
  В 1992-ом участники Utopia снова собрались вместе, дали серию концертов и выпустили «живой» альбом «Redux '92: Live in Japan». Однако они не пришли к согласию с фирмами грамзаписи, и на этом их деятельность под маркой «Utopia» остановилась. Однако и в дальнейшем они вели и ведут достаточно активную музыкальную жизнь. В том числе, иногда совместную. Джон Уилкокс – весьма почитаемый клавишник, композитор и программист, с 1999-го по 2005-й он был основным композитором и звукоинженером канала NBC, позже продолжил писать музыку для телевидения и кино. Басист Касим Салтон выступал с Мит Лоуфом, Джоан Джетт, группами Scandal и Hall & Oates. Он в дальнейшем неоднократно пересекался с Рандгреном – в частности в составе The New Cars с 2005 года. В 2009-ом Рандгрен привлёк Пауэлла и Салтона для деботного концертного представления своего проекта «A Wizard, A True Star». В дальнейших шоу Пауэлла заменял Ральф Шукетт.
  Тодд Рандгрен остаётся востребованным соло-артистом, выпускающим крайне разноплановые альбомы, и одним из самых авторитетных продюсеров.

Поделись с друзьями