Iq тексты песен

Iq биография

Группа с ко многому обязывающим названием IQ появилась на свет в Софэмптоне, Англия, в 1981 году (до этого существовала три года под названием Lens). Ко времени выхода первого альбома стабилизировался состав: Питер Николс (Peter Nicholls) – вокал, Тим Эсо (Tim Esau) – бас, Майк Холмс (Mike Holmes) - гитара, Мартин Орфрод (Martin Orford) – клавишные, Марк Райдаут (Mark Rideout) - ударные. Стиль группы базировался на достижениях арт-рока 70-х, втягивая в свою орбиту также элементы джаза и блюза. Немалое значения для группы имела и театральная сторона их шоу – в этом смысле IQ являлись последователями Genesis; впрочем, солист Питер Николс получил свой первый опыт актерской игры уже в детстве (он участвовал в телешоу «Cheggers Plays Pop»). Группе суждено было стать одними из флагманов так называемого нео-прогрессива (хотя и находящимся несколько в тени своих более знаменитых коллег – Marillion). Коллектив создал в течение своего пока еще далекого от окончания творческого пути ряд работ, уже причисленных критиками к разряду «классических».
Первым релизом группы стала кассета «Seven Stories Into Eight» (1982), записанная на четырехдорожечный бытовой магнитофон (качество ее звучания оставляло желать лучшего). Кассета продавалась на концертах и по почте. Каждая копия была упакована вручную; живописное оформление выполнил певец Питер Николс. Свое собственное звучание группа пока еще только-только нащупывала. Альбом открывала композиция «Capital Letters (In Surgical Spirit Land)», явно отсылавшая к творчеству Brand X и National Health. Более типичными для будущего стиля IQ оказались такие вещи, как «Intelligence Quotient», «Fascination» и «It All Stops Here». Сейчас эта запись является достоянием самых упертых коллекционеров. В 1998 году группа перезаписала этот материал, выпустив альбом под названием «Seven Stories Into 98».
Следующий альбом, «Tales From The Lush Attic» (1984) вышел уже на диске и утвердил группу в качестве одного из мейнстримных коллективов современного прогрессивного рока. Найдя тонкий баланс между звучанием гитары и клавишных инструментов, IQ выступили с позиций продолжателей дела Genesis – стиль группы явно базировался на достижениях этих титанов арт-рока (в особенности, периода «The Lamb Lies Down On Broadway»), а в вокале Николса явно улавливались гэбриэловские ноты (хотя аффективность, склонность к драматизации, театрализации, как уже говорилось, были свойственны Питеру изначально). Третья работа – альбом «The Wake» (1985) – имела еще больший резонанс. Несколько больше поп-ориентированный, чем предыдущий, более простой по структуре (здесь уже не было 20-минутных композиций, как в «Tales From The Lush Attic»), диск привлек внимание достаточно широкой аудитории, отдавшей дань таким номерам, как «The Thousand Days», «Corners» и собственно титульному треку. Концертный альбом «Living Proof» (1986) был выпущен без ведома группы, с плохим качеством и был снят с продажи в 1987 году.
На волне успеха солист группы Питер Николс решил покинуть группу. Альбомы «Nomzamo» (1987) и «Are You Sitting Comfortably?» (1989) были записаны с пришедшим на его место Полом Менелом (Paul Menel), вокальные способности которого оказались весьма средними.
Несмотря на то, что вокал, казалось бы, никогда не играл сверхважной роли в прогрессиве (где акцент ставится в большей мере на инструментальные партии) внутренняя сущность IQ претерпела изменения, которые были оценены публикой и критиками отнюдь не положительно. Из музыки словно бы изъяли ее нутро, глубокие аккорды меллотрона и витиеватые партии гитары оголились, лишились достойного «сэрраунда». Чтобы заполнить паузу, вызванную творческим кризисом, группа выпустила в 1991 году «J’Ai Pollette D’Arnu» – собрание раритетных записей.
В начале 90-х группа IQ вступила в новую фазу своей карьеры, которая поначалу тоже отнюдь не была усеяна розами. Поняв, что находится «не в своей тарелке», ушел Пол Менел, а с ним и басист Тим Эсо. Пришедший ему на смену бас-гитарист Лес Маршал (Les Marshall) вскоре скончался. Осознав, что группа находится на грани полного распада, решил вернуться оригинальный вокалист Питер Николс. В 1994 году вышел диск «Ever», который стал первым важным шагом к возвращению былой славы и статусу «кардиналов неопрогрессива».
А в 1997 году группа выпустила великолепный альбом «Subterranea», который критики вновь удостоили звания «классического» – а подобной чести достигли совсем немногие прог-работы 90-х! Этот двойной (103 минуты звучания) «концептуальный» альбом – безусловно, одно из наиболее сильных произведений группы. Как всегда, мистически-философский, альбом повествовует о таинственном мире подземелья и его жителях. Построенная на тонкой игре эмоций и зыбких образов, сюжетно-поэтическая канва альбома вызывает ассоциации с зашифрованным посланием. Среди наиболее выдающихся композиций можно назвать рок-трек «Tunnel Vision», помпезную «Failsafe», лирическую балладу «Capricorn» (с саксофоном Тони Райта) и др. Возникал вопрос об исполнимости сего масштабного произведения на сцене, который IQ благополучно разрешили, выпустив в 2000 году диск «Subterranea: The Concert». В этом же году был издан «Forever Live» с концертной записью 1993 года.
В 2001 году группа (в составе: Пол Кук – ударные, перкуссия; Майкл Холмс – гитара, гитарный синтезатор, Джон Джуитт – бас, бэк-вокал; Питер Николс – вокал, бэк-вокал; Мартин Орфорд – клавишные, бэк-вокал) выпустила очередной студийный альбом «The Seventh House», который не отличался столь глобальным размахом, как его предшественник, но тоже оказался весьма достойным подтверждением таланта и мастерства коллектива, задавшего себе необычайно высокую планку уже своим названием – IQ.

Поделись с друзьями