Bob Marley тексты песен

Bob Marley биография

В1944 году офицер ВМС Великобритании Норвал Марли женился на молодойдевушке с Ямайки Седелле Букер. 6 февраля 1945 года у них родился сын,которого назвали Роберт Неста Марли. Вскоре после рождения Боба отецоставил мать, однако он оказывал им финансовую поддержку и периодическивстречался с сыном.
В конце пятидесятых, на Ямайке стало не хвататьрабочих мест, и мать Боба в поисках работы была вынуждена переехать встолицу Ямайки – Кингстон. Они поселились в район Тренчтаун, которыйполучил свое название от пересохшей сточной канавы, проходившейнеподалеку. В Тренчтауне Боб проводил много времени со своим хорошимприятелем Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни. Они вместе посещалибесплатные уроки вокала, который давал известный ямайский музыкант ДжоХиггс. Здесь они познакомились с Питером Макинтошем и стали добрымидрузьями.
Тем временем на Ямайке развивалась и становилась все болеепопулярной ска музыка. Когда Бобу исполнилось 16, он решил исполнитьсвою мечту стать музыкантом. Для многих молодых ямайцев музыка сталасвоего рода побегом от окружающей действительности. Одним из такихлюдей стал Джимми Клифф, кто до 14 лет успел записать несколькосинглов. Джимми познакомил его с Лесли Конгом. Музыкальные таланты Бобавпечатлили продюсера, и вскоре он оказался на студии, чтобы записатьсвоей первый сингл «Judge Not». К сожалению ни этот сингл, ни песня1962 года «One more cup of Coffee» не представляли особого интереса.
Вследующем году Боб, Банни и их друзья организовывают группу WailingWailers. По началу они не добились успеха, и после пары записей группупокинули Шерри Смит и Юниор Брайтуэйт. Костяк Wailing Wailers осталсяпрежним: Боб Марли, Питер Тош и Банни. Группа продолжила работу ипредставила ее Клементу Додду, продюсеру звукозаписывающей компанииCoxsone. Здесь Wailing Wailers записали свою первую песню «SimmerDown», ставшую хитом. Их популярность быстро росла, и вскоре онизаписали еще несколько песен, в том числе «It Hurts to be Alone» и«Rule the Roadie».
Жизнь Боба засияла новыми красками, когда 10февраля 1966 года он женился на своей подруге Рите Андерсон. Наследующий день он улетел в Ньюарк, штат Делавэр, чтобы встретиться сосвоей мамой. Во время пребывания в США у него появляются новые идеи.Когда Боб Марли возвращается к Wailing Wailers, их музыка начинаетдвигаться от ска в сторону рокстеди. Это привело к конфликту с Coxsone,которым была нужна ска группа. Вскоре Wailing Wailers расстаются сCoxsone и сокращают свое название до Wailers. Вместо того, чтобы искатьновый лейбл Wailers решили организовать свой собственный бренд подназванием Wail’N’Soul. Прежде чем прекратить свое существование наследующий год, группа успела выпустить на нем несколько синглов.Закрытие лейбла подкосило группу, но все изменилось, когда онивстретили продюсера Ли Перри, с которым записали такие известные хитыкак «Duppy Conquerer», «Soul Rebel», «400 Years» и «Small Axe».
В1970 году в Wailers появляются новые участники коллектива: Астон Баррети его брат Карлоторн. Wailers становятся все более и более популярны.На волне успеха они решили основать еще один лейбл под названием TuffGong в честь прозвища Боба Марли. Wailers познакомились с Джонни Нэшем,и вскоре Боб сопровождал его во время гастролей в Лондон. Здесь внадежде заключить контракт он отправился на встречу с основателемстудии Island Recrordz Крисом Блэквеллом.
Тот уже слышал о Wailers ипредложил Марли немыслимый для регги-группы контракт: его поставили вравные условия с рок-группами. Впервые группа, играющая регги, моглаиспользовать для записи хорошие инструменты и дорогостоящую аппаратуру.Выпущенный на Island альбом назывался «Catch a Fire» и был хорошопринят критиками. Это был один из первых альбомов в стиле регги.
Весной1973 года Wailers вернулись в Лондон, чтобы начать свой трехмесячныйгастрольный тур по Великобритании, дальше они должны были отправиться вСША. Банни отказался выступать в Америке, и его место занял Джо Хиггс.Вместе с ним Wailers отправляются на гастроли. Несколько концертов онадали совместно с Брюсом Спрингстином. Wailers выступают на разогреве упопулярной группы Sly and the Family Stone, но после четырех концертовгруппу вычеркнули из программы, так как они были более популярны, чемхедлайнеры. Во время выступления Sly and the Family Stone толпаскандировала: «Wail-ers».
После расставания с Sly and the FamilyStone они выступили самостоятельно в Лас-Вегасе, а после дали живойконцерт на радиостанции KSAN-FM в Сан-Франциско. Это повысило ихпопулярность в Северной Америке.
В 1973 году выходит следующийальбом Wailers - «Burnin». На нем звучат песни, ставшие классикой: «Ishot the Sheriff» и «Get Up Stand Up». Популярность Wailers в СевернойАмерике продолжает расти, а когда Эрик Клептон перепевает «I Shot theSherif» он становится хитом номер один в американских чартах.
В 1975году вышел в свет новый альбом Wailers «Natty Dread» с такими великимисинглами как «Talking Blues», «No Woman No Cry» и «Revolution». Послеэтого группу покидают две трети от оригинальных Wailing Wailers: ПитерТош и Банни, чтобы заняться своими сольными карьерами. В связи с этимбыло принято решение сменить название группы еще раз на Bob Marley andthe Wailers. Отсутствие двух участников создало существенную брешь вколлективе. Бывших участников заменили женским трио «I-Threes», котороесостояло из жены Боба Риты Марли, Марсии Гриффитс и Джуди Моватт. Летомгруппа отправилась на гастроли по Европе. Два концерта приходили влондонском зале Lyceum Ballroom. Они были записаны и вышли на альбоме«Live», который включал в себя концертную версию мирового хита "NoWoman No Cry”. В ноябре Wailers возвращаются на Ямайку, где даютсовместный концерт со Стиви Уандером. Состав группы меняется. На местоЭла Андерсона и Бернарда Харвея пришли Джуниор Марвин и Тайрон Дауни.
В1976 году группа выпускает альбом «Rastaman Vibration». Вершинойрегги-мании стало признание Bob Marley and the Wailers журналом RollingStone лучшей группой 1976 года.
В это время в Тренчтаунеразвернулась настоящая война в гетто, и Марли загорелся идей датьконцерт с целью призвать жителей к миру. Трагедия произошла за два днядо выхода Боба на сцену. Бандиты ворвались в дом Марли и стреляли внего, Риту и двоих друзей, которые в тот момент находились в доме. Ксчастью, все выжили. Не смотря на этот инцидент, два дня подряд Марливыступал на концерте. Через двадня его спросили:"Почему?"А он ответил:"Те кто разрушает наш мир работают без отдыха, значит и я тоже". После этого группа уехала в Великобританию. Здесьдо 1977 года они записывали альбом «Exodus». Возможно, это лучшийальбом группы к этой дате, он укрепил международную славу Bob Marleyand the Wailers. Альбом занял лидирующие позиции во многих чартах мира,включая в Англию и Германию.
В 1977 году Боб повредил палец ноги,играя в футбол. Позже это диагностировали как злокачественную опухоль.Марли отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений.Болезнь не мешала ему заниматься дальше музыкой, и в 1978 году выходитальбом «Kaya», намного более зрелый, чем предыдущие работы группы.
Вапреле 1978 года Боб вернулся на Ямайку, чтобы принять участие вконцерте One Love Peace, на котором он примирил лидеров власти иоппозиции. Боб попросил их подняться на сцену и обменятьсярукопожатием. В этом же году в штаб-квартире ООН его наградили МедальюМира, а в конце года он впервые отправился в Кению и Эфиопию. В этойпоездке он начал работу над политической песней «Zimbabwe».
Семидесятые подходили к концу, а Bob Marley and the Wailers были самой популярной группой.
Вначале 1980 года группа впервые дала концерты в Африке, в том числе нацеремонии обретения независимости Зимбабвы. Позже Боб скажет, что этоприглашение стало самой большой честью в его жизни.
В 1980 годуБоб Марли записывает альбом «Uprising» и планирует совместные гастролисо Стиви Уандером. Здоровье Боба ухудшается, но доктор разрешил емуотправиться в путь. Однако гастроли закончились, не успев толкомначаться. На концерте в Нью-Йорке Боб выглядит больным и слабым. Наследующее утро во время пробежки в центральном парке Боб упал в обмороки был доставлен в больницу. После обследования доктора дали ему месяцжизни. Лечение продлило его жизнь, но конец был неизбежен.
Последняяпопытка спасти его жизнь была в Германии, где он прошел курс лечения,который не дал результатов. Здесь он отпраздновал свой 36 деньрождения. Боб хотел умереть дома, но по состоянию здоровья не успелдобраться до Ямайки. 11 мая 1981 года он скончался в больнице в Майями.Поклонники по всему миру оплакивали его смерть, а 21 мая множестволюдей пришло на похороны, чтобы почтить его память. В церемониипринимали участие все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марлипокоиться в мавзолее на месте его рождения. За месяц до смерти егонаградили орденом «За заслуги».
Боб Марли знал о своей судьбе. Онпредсказал ее в строчках своей песни: «Однажды утром, когда я закончусвою работу, я отправлюсь домой».





Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью. Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает. Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние. Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций. История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон, - а в прямом: таким был Боб Марли. И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией. Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами. В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома. В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре. То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью. 1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I, воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги. Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа ?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров. В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года. В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже. Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен. В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира. В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года. День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.
.

Поделись с друзьями