Paul Mccartney тексты песен

Paul Mccartney биография

Сэр Джеймс Пол Макка́ртни (англ. Sir James Paul McCartney, род. 18 июня 1942, Ливерпуль, Великобритания) — британский рок-музыкант, певец, композитор, миллионер, мультиинструменталист и продюсер, один из основателей группы «The Beatles», многократный лауреат премии Грэмми, член ордена Британской империи (MBE) (1965).

Дуэт Джон Леннон — Пол Маккартни стал одним из самых влиятельных и успешных авторских союзов в истории современной музыки. Пол Маккартни включён в Книгу рекордов Гиннеса как самый успешный музыкант и композитор новейшей истории: 60 его дисков имеют «золотой» статус, общий тираж синглов превысил 100 миллионов, песня «Yesterday» удерживает первое место по числу записанных её кавер-версий (более 3700)[2]. «Mull of Kintyre» (Wings), ставший в 1977 году первым в истории британским синглом, тираж которого достиг двухмиллионной отметки, по-прежнему возглавляет список британских бестселлеров всех времен.



Ранние годы

Пол Маккартни родился 18 июня 1942 года в ливерпульской больнице Уолтон (Walton Hospital) на Райс Лейн, где его мать Мэри работала медсестрой в родильном отделении (именно ей посвящён «битловский» хит «Let It Be»). Он был крещён в римско-католической церкви, но Мэри (католичка) и отец Джеймс Маккартни (протестант, позже агностик) воспитывали сына вне религиозных традиций.
[править]
Детство и юность

Дом на Фортлин-роуд, 20

В 1947 году Пол поступил в начальную школу Стоктон Вуд Роуд (англ. Stockton Wood Road), затем перешёл в юношескую школу Джозефа Уильямса (англ. Joseph Williams Junior School). В 1954 году, сдав экзамены 11+, он получил возможность продолжить образование в средней школе для мальчиков под названием Ливерпульский институт[5]. В 1954 году, направляясь в автобусе в школу, Пол случайно познакомился с Джорджем Харрисоном, жившим неподалёку.

В 1954 году семья Маккартни переехала в район Уоллэси, затем в Спик, а в 1955 году — в Аллертон, где поселилась в доме № 20 по Фортлин-роуд[6]. Отсюда, как вспоминал Пол, Мэри на велосипеде разъезжала по вызовам, помогая принимать роды.
[править]
Смерть матери

Летом 1955 года Пол и Майкл неделю провели в лагере бойскаутов. Родители приехали навестить их; по пути домой Мэри почувствовала сильную боль в груди. Несколько месяцев спустя она почувствовала уплотнение на молочной железе: это было начало смертельной болезни. Её оперировали в старой городской больнице Nothern, но было слишком поздно[6]. 31 октября 1956 года Мэри Маккартни скончалась после операции и была похоронена на ливерпульском кладбище Yew Tree. Пол говорил много лет спустя, что считает смерть матери единственной трагедией его детства[6]. Ранняя утрата впоследствии стала одной из причин сближения Пола с Джоном Ленноном, чья мать Джулия погибла, когда тому было 17 лет[7].

Отец Пола, в прошлом трубач и пианист (в 20-х годах игравший в собственном оркестре Jim Mac’s Jazz Band), поощрял ранние музыкальные эксперименты Пола и его младшего брата Майкла (англ. Michael McCartney, род. 7 января 1944 года). Все трое нередко играли вместе дома (где было пианино) и посещали местные концерты.

Отец Пола, бывший служащий ливерпульской хлопковой биржи, начавший работать с 14 лет, в 62 года вышел на пенсию и получал 10 фунтов в неделю. Это, как отмечает Альберт Голдман (автор биографии Джона Леннона), «не мешало Джиму Маккартни быть замечательным отцом, для которого образование детей имело первостепенное значение». После смерти матери (и жены)…

Трое мужчин разделили между собой работы по дому. Пол и Майкл разводили огонь и накрывали на стол, Джим занимался готовкой. Одновременно с этим всем троим пришлось привыкать к режиму строжайшей экономии… С детства отмеченный бедностью, Пол, даже став миллионером, навсегда остался очень экономным. Однако самым удивительным в воспитании Джима было то, что он сумел сделать сына уравновешенным человеком. Вращаясь с самых юных лет в мире шоу бизнеса, где многие теряют голову, Пол Маккартни за всю свою жизнь не сделал ничего такого, что могло бы поставить под угрозу его удивительно успешную карьеру. — А.Голдман. Жизни Джона Леннона[8].

Именно Джим Маккартни подарил сыну сначала старенькую трубу[9], затем — акустическую гитару Framus Zenith, на которой тот, будучи левшой, научился играть, пользуясь примером Слима Уитмана, располагавшего струны в обратном порядке. Наигрывая на своем «Зените» Пол написал свою первую песню, «I Lost My Little Girl»[10]. По свидетельству брата Майкла, подарок отца помог Полу оправиться от шока, вызванного смертью матери. Пол не пропускал концерты скиффл-групп, часами слушал по ночам программы радиостанции Radio Luxemburg, разучивал хиты Элвиса Пресли и Литтл Ричарда, причём искусно копировал звезд[6].
[править]
The Quarrymen. Поездка в Гамбург

Один из школьных приятелей Пола, Айвен Воуэн, временами играл в группе Джона Леннона The Quarrymen[6]. Именно он пригласил Пола на выступление ансамбля, которое состоялось в холле церкви Святого Петра в Уолтоне. Историческая первая встреча 15-летнего Маккартни с Джоном Ленноном произошла 6 июля 1957 года. Сам Маккартни так рассказывал о спонтанном прослушивании, устроенном ему участниками ансамбля:

Джон был уже навеселе, он стоял у меня за спиной, наваливаясь на плечо, и дышал перегаром. Все мы успели выпить. Я думал: «Черт, а это еще кто такой?» Но ему нравилось то, что я играл, — «Whole Lotta Shakin' Goin' On» в до-мажоре, а еще я знал «Tutti Frutti» и «Long Tall Sally». Потом я заиграл на гитаре, держа её по-своему. Я сыграл песню «Twenty Flight Rock», все слова которой я знал. «Куорримен» были потрясены тем, что я действительно знаю и умею петь эту песню. Вот так я и попал в «Битлз»[11].

Завязавшаяся между Полом и Джоном дружба была негативно встречена родственниками: тётя Мими, воспитывавшая Джона, считала Пола выходцем «из низов», Маккартни-старший с опаской относился к Джону. Тем не менее, отец Пола в конечном итоге смирился с выбором сына и даже позволил группе репетировать в своем доме. Здесь и зародился уникальный, сыгравший историческую роль в развитии рок-музыки, авторский дуэт Леннон-Маккартни[12].

Именно Пол Маккартни убедил Джона взять в Quarrymen Джорджа Харрисона; с другой стороны, он (Пол) скептически относился к музыкальным способностям Стюарта Сатклиффа, школьного друга Леннона. К 1960 году, перебрав несколько названий, группа как The Silver Beatles направилась в Гамбург, где сократила название до The Beatles. Джим Маккартни не хотел отпускать сына, но вынужден был согласиться, когда Пол заявил, что будет зарабатывать до 10 шиллингов в день, что было для отца весомым аргументом[7]. В Гамбурге группа выступала в клубе Indra, затем — в Kaiserkeller и (позже) в Top Ten[13]. В какой-то момент Пол и тогдашний барабанщик группы Пит Бест были арестованы: они подожгли комнату, с которой съезжали, чтобы отомстить антрепренёру Кошмидеру[5].
[править]
The Beatles

21 марта 1961 года Пол Маккартни вместе с The Beatles отыграл свой первый концерт в ливерпульском клубе «Каверн». Поняв, что конкуренты по клубной сцене играют те же каверы, что и они с Джоном, он убедил последнего заняться работой над оригинальным материалом[10]. В апреле 1961 года группа вернулась в Гамбург и здесь сделала свою первую запись: «My Bonnie» с Тони Шериданом.

До 1961 года Пол, как и Джон, играл на ритм-гитаре, а бас-гитару брал в руки лишь в тех случаях, когда Стюарт Сатклифф не мог выйти на сцену. Постоянным бас-гитаристом Маккартни стал только летом 1961 года, когда по истечении гамбургского контракта Сатклифф покинул группу. О том, что произошло в тот майский вечер в Гамбурге, когда двое музыкантов вступили в открытый конфликт, переросший в драку, рассказал биограф Боб Спитц — со слов Дот Рон, первой девушки Пола Маккартни:

…Она рассказала, что Пол ненавидел Стю. По многим причинам — в основном, потому что хотел заполучить эту бас-гитару. Но ещё — он хотел для себя того, что было между Стю и Джоном. Стю был лучшим другом Джона, и Пол не мог с Джоном сблизиться: Стю в этом ему мешал. Дот обрисовала мне эту судьбоносную ночь в Гамбурге, когда Стю решил, что сыт по горло мелкими придирками Пола. Оба в тот момент находились на сцене. Стю снял бас-гитару, положил её на пол, набросился на Пола и они отколошматили друг друга прямо на сцене. Для Стю это означало конец.[14]
Оригинальный текст (англ.) [показать]

Так Пол Маккарти стал бас-гитаристом, получив в своё пользование инструмент Hofner 500/5, на котором играл Сатклифф. Позже, в 1962 году, он приобрел Hofner 500/1, который стоил недорого и его (из-за симметричной "скрипичной" формы) было легко переделать под игру левой рукой. [7].
[править]
1961—1963

Брайан Эпстайн, в 1961 году ставший менеджером группы, решил подписать её к Decca Records. Специально к этому случаю «Битлз» записали демонстрационную пленку: в семи песнях партию основного вокала исполнял Пол (в пяти — Джордж и лишь в трёх — Джон)[15]. Прослушивание, состоявшееся 1 января 1962 года, оказалось неудачным. Отвергнутые лейблом, участники группы направились в Гамбург (где узнали о смерти Стюарта Сатклиффа), а по возвращении подписали контракт с Parlophone Records. Незадолго до этого Эпстайн уволил Пита Беста: место за ударными занял Ринго Старр.

5 октября 1962 года вышел сингл «Love Me Do» (с «P.S. I Love You» на обороте): автором обеих песен был Пол Маккартни. Считается, что вторую из них он посвятил своей тогдашней подруге Дот Рон, но сам Пол впоследствии отрицал это, добавляя : «…Я никогда не писал писем из Гамбурга, хотя кое-кто утверждает именно это»[16]. Джон также соглашался с тем, что это была песня Пола: по его мнению, тот «…пытался написать нечто вроде „Soldier Boy“, как у Shirelles… И написал он её в Германии».

Поскольку первый сингл был практически сольной работой Пола, Джордж Мартин даже настаивал на том, чтобы выпустить под «вывеской» Paul McCartney & the Beatles, но эту идею отверг сам Маккартни[15]. Сингл поднялся в Англии до 17 места (8 апреля 1964 года, будучи выпущен в США, он поднялся на вершину хит-парада). Именно «Love Me Do» положил начало стремительному взлёту The Beatles к мировой славе. Звукорежиссёр Норман Стоун, работавший над первыми записями группы, рассказывал, что «…Пол с самого начала выступал в роли музыкального режиссёра, за ним всегда оказывалось последнее слово… Он был истинным музыкантом и уже тогда — настоящим продюсером»[15].
[править]
Please Please Me

11 февраля 1963 года в Лондоне всего за 12 часов был записан весь материал дебютного альбома The Beatles Please Please Me. Неделю спустя в ходе микширования Пол познакомился с звукооператором Джеффом Эмериком (Geoff Emerick), с которым была связана впоследствии вся его творческая жизнь: Эмерик постоянно работал с The Beatles, а после распада группы стал основным звукорежиссёром Маккартни[17].

Авторами песен на первом издании диска значились Маккартни-Леннон; позднее порядок имён был изменён на Леннон-Маккартни[5]. Нередко Джон и Пол не более, чем за час создавали композицию, взаимно «отталкиваясь» от идей друг друга. Однако, некоторые ранние песни The Beatles принадлежали почти целиком кому-то из них. Так, альбом Please, Please Me открывала «I Saw Her Standing There», песня Пола, в которой Джон лишь произвел несколько мелких изменений. Сам Маккартни так вспоминал об этом:

Помню, у меня были слова: «Ей только что исполнилось 17, и она никогда не была королевой красоты». Джон вдруг заволновался: «Что-что? Это надо изменить». Я изменил: «Ей только что исполнилось 17, ты понимаешь, что я имею в виду…» Для нас это была лишь строчка… но так как в то время нам было по восемнадцать или девятнадцать лет, то получалось, будто мы обращаемся ко всем девчонкам, которым семнадцать. Мы прекрасно отдавали себе в этом отчет. Мы ведь сочиняли для рынка. И знали, что… многие девушки, которые закидывали нас письмами, воспримут это как нашу благодарность[17].
[править]
Знакомство с Джейн Эшер

9 мая 1963 года после концерта The Beatles в лондонском Royal Albert Hall Пол познакомился с 17-летней актрисой Джейн Эшер. Этот роман длился пять лет и оказал косвенное влияние как на мировоззрение музыканта, так и на его творчество.

Влияние, которое Эшеры оказывали на Пола, а следовательно и на всех «Битлз», было огромным. Это была образованная семья среднего достатка, все члены которой живо интересовались искусством. Именно они сумели пробудить у Пола интерес к классической музыке и авангарду, что в конечном итоге привело «Битлз» к отходу от поп-рока в пользу поднимавшейся волны арт-рока. — А. Голдман, «Жизни Джона Леннона»[18]

Считается, что именно Джейн Эшер Пол посвятил свои многие известные песни, в частности, «We Can Work It Out» и «Here, There and Everywhere»[19].

В отличие от коллег по группе, Пол не стал покупать себе дорогой особняк: 1963—1966 годы он большую часть времени провёл в мансарде дома родителей Эшер на Уимпол-стрит, в маленькой комнатке, где (по свидетельству А.Голдмана) «…практически всё пространство было занято узкой односпальной кроватью и платяным шкафом. На этажерке были выставлены два рисунка Жана Кокто из серии „Опиум“, томик Альфреда Жарри и несколько гитарных медиаторов»[18]. Бо́льшую часть своих самых известных песен тех лет Пол написал именно там[5]. Лишь в марте 1965 года Пол Маккартни купил у ученого-физика Десмонда О' Нейла за 40 тысяч фунтов в Лондоне дом по адресу Cavendish Avenue, 7 (Сент Джонс Вуд), располагавшийся наподалёку от студии Abbey Road. В эту свою столичную резиденцию Пол переехал окончательно после ремонта, в августе 1966 года[20].

Основными местами отдыха были для него в эти годы — сначала открытый исключительно для рок-музыкантов и приближённой к ним публики клуб «Ad Lib» (Лестер-плейс, 7, над театром Принца Чарльза), затем «Scotch of St James» и «Bag O’Nails». В последнем из них 15 мая 1967 года он познакомился с фотографом Линдой Истман (1941—1998), будущей женой и участницей Wings[10].
[править]
Начало битломании

The Beatles в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке, США, 1964 год. Маккартни — второй слева.

Прорывным мегахитом, открывшим перед The Beatles двери к мировой славе, стал «She Loves You», в течение 7 недель возглавлявший британский хит-парад. 4 ноября 1963 года группа выступила в «Королевском варьете»: программа, которую посмотрели более 26 миллионов телезрителей, имела огромный резонанс, эффект которого газета «Дейли Миррор» (от 5 ноября) назвала «битломанией» (выражение тут же было подхвачено всеми средствами массовой информации).

22 ноября 1963 года The Beatles выпустили второй альбом, With The Beatles, ставший британским хитом. Основной работой Пола Маккартни здесь стала «All My Loving», которую он сочинил в автофургоне во время гастролей с Роем Орбисоном[17].

В январе 1964 года The Beatles дали концерты в Париже, а в феврале прилетели в США, где уже буйствовала битломания. В аэропорту состоялась знаменитая пресс-конференция участников группы. На ней блистал Леннон, но и Маккартни внёс заметный вклад. В частности, на вопрос: «Что вы скажете о движении в Детройте, цель которого — покончить с Битлз?» — он отвечал: «Битлз начнут кампанию, цель которой будет — покончить с Детройтом»[21]. «Битлз» окончательно покорили Америку, выступив в Ed Sullivan Show перед 73 миллионами телезрителей[19].

20 марта синглом вышла песня Пола Маккартни «Can’t Buy Me Love» из фильма «Вечер трудного дня» и саундтрека к нему. Сингл собрал в США и Англии рекордное количество (3 100 000) предварительных заявок. Подобного первого тиража не знало ни одно произведение искусства и литературы[22]. Другой песней Маккартни из того же альбома, пользовавшейся огромным успехом, была баллада «And I Love Her», на которую впоследствии было сделано более 500 кавер-версий. «Она не посвящена никому конкретно, — рассказывал Пол. — Просто песня о любви. Начать название с середины предложения („…И я люблю её“) показалось мне довольно остроумной находкой…»[21].
[править]
1965—1967 годы

Начало 1965 года Пол Маккартни провёл на отдыхе в Тунисе, где оказался по рекомендации Питера Устинова. Именно здесь он написал песню «Another Girl» (позже вошедшую в альбом Help![23]. 14 апреля (то есть, за год до того, как Леннон сделал свои первые антивоенные заявления) Пол (единственный из участников группы) направил приветственную телеграмму участникам «Марша мира за ядерное разоружение». «Я солидарен с вами по одной простой причине: бомбы никому не приносят добра…», — говорилось в послании[20].

12 июня 1965 года The Beatles были награждены Орденом Британской Империи: торжественная церемония вручения с участием королевы Елизаветы II прошла в Букингемском дворце 26 октября[24].
[править]
Help!

29 июля 1965 года состоялась премьера второго битловского художественного фильма «Help!», а 6 августа в Англии вышел одноименный альбом. Центральной вещью в нём стала «Yesterday», первая песня, записанная Маккартни без участия остальных битлов, под аккомпанемент акустической гитары и струнного квартета. Согласно книге Марка Льюисона, песня существовала уже в январе 1964 года (именно тогда её, под названием «Scrambled Egg») впервые услышал Джордж Мартин[25]. Пол в одном из интервью говорил, что сочинил мелодию ещё раньше, в 1963 году, в лондонском доме Джейн Эшер[20]. Рэй Коулман писал в своей биографической книге:

Пол Маккартни был… главным в Beatles автором. Никто из трех других не смог бы, да и не захотел бы написать «Yesterday». Какими бы ни были глубинные их таланты, сомнительно, чтобы Леннон или Харрисон нашли бы в себе терпение, чтобы выпестовать песню, родившуюся осенью 1963 года, и пронести её до студийного воплощения летом 1965-го. Необыкновенные решимость и дисциплина 22-летнего Маккартни позволили ему закончить эту работу. — Рэй Коулман. «Маккартни вчера и сегодня»[26]
Оригинальный текст (англ.) [показать]

1 октября 1965 года сингл «Yesterday» вышел на позицию #1 в США. В Англии песня синглом издана не была. Как считал Пол, «…Джон не хотел, чтобы „Yesterday“ вышла как сорокапятка. По его мнению, это получилась бы сольная пластинка Маккартни». Сам Пол согласился, потому что это не имело для него большого значения. «К тому же эта песня портила наш рок-н-ролльный имидж», — добавлял он[20]. Другими песнями Пола, включенными в альбом, были «The Night Before», «I’ve Just Seen The Face», «Another Girl», «Tell Me What You See». Кроме того, именно он сочинил для Ринго партию ударных в «Ticket to Ride»[23].

13 августа 1965 года в Нью-Йорке началось второе американское турне The Beatles. В ходе гастролей Пол встретился с Элвисом Пресли (этому предшествовала личная телефонная беседа), а также с участниками The Byrds.
[править]
Rubber Soul

1 декабря 1965 года вышел альбом Rubber Soul, ознаменовавший качественно новый этап творчества The Beatles. Самой известной песней Пола Маккартни на этой пластинке стала «Michelle» (Джону принадлежит здесь лишь срединная часть: «I love you, I love you, I love you…») [27]. Песня, вскоре возглавившая несколько списков в категории «Лучшая песня года», синглом также не была выпущена. Сам Маккартни считал одним из главных достоинств вещи свой нисходящий пассаж на бас-гитаре («Мне это напомнило Бизе», — говорил он)[20].

В декабре 1965 года Пол записал и издал (тиражом 3 экземпляра) Paul’s Christmas Album, специально для Джона, Джорджа и Ринго. В него вошли собранные воедино результаты шумовых экспериментов, которыми он занимался у себя дома, работая с двумя магнитофонами[20].
[править]
Revolver

В отличие от Джона Леннона, большую часть времени проводившего в Кенвуде, Пол Маккартни в 1965—1966 годах вел активный светский образ жизни, отдавая предпочтение художественным выставкам, кинопремьерам и необычным концертам. Он побывал на выступлении (в лондонском Italian Institute) авангардиста Лучиано Берио, спонсировал 5 тысячами фунтов галерею Indica Books & Gallery, оказав помощь и в оформлении интерьеров[28]. Резко возрос авторитет Пола Маккартни в лондонских театральных кругах: Кеннет Тайнен предложил ему написать музыку для постановки шекспировской пьесы «As You Like It» в Национальном театре с Лоренсом Оливье в главной роли (правда, получил отказ)[10]. В декабре 1966 года Пола пригласил к себе домой (на Хаскер-стрит, 43) философ Бертран Расселл: их беседа продолжалась более шести часов[28]. Такой образ жизни, расширяя художественный и интеллектуальный кругозор Маккартни, способствовал и росту его творческой активности.

5 августа 1966 года вышел альбом The Beatles Revolver. Вклад в него Маккартни — «Eleanor Rigby», «Here There and Everywhere», «Yellow Submarine», «For No One», «Got to Get You Into My Life» и «Good Day Sunshine» — музыкальные критики считают выдающимся: все эти песни стали песенной классикой XX века. «Битлз, особенно их пластинка Revolver, будет всегда напоминать людям о кровавом и красочном, бурлящем и противоречивом двадцатом веке», — говорил Леонард Бернстайн[28].

Незадолго до выхода альбома Пол Маккартни и Джон Леннон получили три награды Ivor Novello — за «We Can Work It Out», «Yesterday» и «Help»[28].

Дав последний концерт в Кэндлстик-парке, Сан-Франциско, 29 августа 1966 года The Beatles решили отказаться от гастрольной деятельности и Пол Маккартни сконцентрировался на студийной и авторской работе. Став первым участником группы, начавшим работу на стороне, Пол написал саундтрек к фильму «The Family Way», который был издан позже под тем же заголовком и получил премию Ivor Novello[29][30].
[править]
Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

1 июня 1967 года вышел Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, возглавивший впоследствии множество итоговых и «исторических» списков: его многие специалисты считают лучшим альбомов всех времен. Идея пластинки и авторство большинства композиций принадлежали Полу Маккартни[31]. Джордж Мартин говорил о «Сержанте»:

Это был альбом, который перевел The Beatles из числа обычных рок-групп в разряд музыкантов, внесших значительный вклад в историю исполнительского искусства. Это был поворотный момент… Альбом можно считать водоразделом, после которого искусство звукозаписи из чего-то такого, что иногда производит прекрасные звуки, превратилось в вид искусства, прошедший испытание временем.[32]

Выходу альбома предшествовал сингл «Penny Lane»/«Strawberry Fields Forever»; первую из этих двух песен написал Маккартни. Сорокапятка, явившаяся своего рода вызовом общему звучанию тогдашнего хит-парада, поднялась лишь до 2-го места, но именно по поводу этих песен Джеймс Олдридж сказал: «У наших рабочих нет Маяковских, Байронов и Шелли. Поэтому наиболее близкими из живых поэтов для них являются The Beatles»[32].

27 августа 1967 года скончался Брайан Эпстайн, менеджер The Beatles. 1 сентября группа собралась в доме Пола, чтобы обсудить свое будущее, и тот предложил немедленно приступить к съемкам фильма под названием «Magical Mystery Tour». (Идея впервые пришла к нему 5 апреля на борту самолёта, летевшего в США. 11 апреля одноименная песня уже была написана, и Полом были подготовлены наброски сценария.) Конец года группа провела, работая над реализацией этой идеи. Фильм, премьера которого прошла 26 декабря на BBC 1, подвергся разрушительной критике. Зато по итогам 1967 года The Beatles получили 4 Грэмми, и все — за Sgt.Pepper: «Альбом года», «Лучшая современная рок-н-ролльная запись», «Лучшая звукозапись года», «Лучшее оформление пластинки»[32].
[править]
1968—1970. Распад The Beatles

Начало 1968 года The Beatles провели у проповедника транцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги в Индии. Маккартни, с самого начала (в отличие от Джорджа и Джона) настроенный скептически, позже говорил: «Махариши — проходимец, мне это сразу было ясно. Единственный плюс от поездки — это десяток хороших песен, которые мы там написали» [33]. Одна из них, «Lady Madonna», вышла на А-стороне сингла (от 15 марта), возглавившего хит-парады по обе стороны Атлантики.

30 августа синглом вышла «Hey Jude» (с ленноновской «Revolution» на обороте), одна из самых известных песен Маккартни, записанная при участии 40 музыкантов симфонического оркестра. Сингл стал всемирным бестселлером: его общий тираж в 1968 году составил 6 миллионов экземпляров. «Hey Jude, песня о Джулиане (Ленноне — сыне Джона от первого брака, к которому Пол был привязан), — гораздо более трогательная элегия о ребенке, брошенном родителями, чем всё созданное Джоном за годы сольного творчества», — писал в 1985 году журнал Musician[33].
[править]
The White Album

22 ноября 1968 года вышел «Белый альбом» The Beatles, который (согласно «Книге рекордов Гиннесса») до самого конца XX века удерживал американский рекорд как самый быстро распродаваемый музыкальным альбом. Идея поместить оба диска в совершенно белый конверт принадлежала Полу Маккартни[33]. (Согласно другой версии автором идеи был дизайнер Ричард Хэмилтон, вместе с которым Пол оформил и плакат-вкладыш.[34]) В числе наиболее известных песен Маккартни в этом альбоме — «Back in the USSR», а также «Helter Skelter». Вторая из них, записанная группой 18 июля 1968 года, по-прежнему сохраняет неофициальный «титул» самой скандально известной песни The Beatles, поскольку вдохновила Чарльза Мэнсона (как тот сам утверждал) на совершение преступлений. (Хантер Дэвис, однако, писал, что банда, совершая свои злодеяния, распевала совсем другую песню Маккартни, «Magical Mystery Tour».) Вместе с тем, «Helter Skelter» (созданная как своего рода ответ Питу Таунсенду, который незадолго до этого хвалился «тяжестью» своей «I Can See for Miles») вошла в историю и как одна из первых хард-роковых композиций. В 1987 году журнал Metal Hammer назвал эту песню в числе пяти лучших, из написанных в стиле hard and heavy[33].
[править]
Let It Be / Abbey Road

2 января 1969 года начались съёмки фильма «Let It Be». Инициатором мероприятия стал Пол Маккартни, собравший коллег в офисе Apple и призвавший их отказаться от безделья. («Я сказал им: Парни, давайте! Мы не можем стоять на месте. Мы должны сделать нечто, ведь мы же Битлз!») В конечном итоге оказалось, что именно в процессе работы над фильмом (по словам самого Пола) «группа стала распадаться на части»[35].

После американской премьеры, состоявшейся 2 мая, Джон Леннон так говорил о своих впечатлениях от просмотра:

Мне было грустно. Этот фильм поставлен Полом для Пола. Вот главная причина распада «Битлз»… Нам всем надоело быть музыкантами второго плана для Пола. Это началось после смерти Брайана: в фокусе объективов оказался Пол, остальных игнорировали. Мы это чувствовали. Пол — Бог, а остальные валяются где-то рядом[35].

Раскол в The Beatles оформился окончательно 28 февраля 1969 года, когда Джон Леннон предложил своего персонального менеджера Алана Кляйна на роль менеджера группы. Маккартни, наслышанный (прежде всего, от Мика Джеггера) о сомнительных аферах Кляйна, был единственным битлом, категорически возражавшим. Джон, Джордж и Ринго настояли на своем и, как выяснилось позже, совершили катастрофическую ошибку (в 1973 году они подали в суд на Кляйна, обвинив его в финансовых махинациях)[35].

31 июля 1969 года The Beatles завершили работу над Abbey Road, своим последним альбомом. Финальный день совместной студийной работы участников группы ознаменовался стычками Пола с остальными участникам, особенно Джорджем и Ринго, которые взбунтовались против его «диктата»[35]. Вышедший 26 августа, Abbey Road по итогам 1969 года получил Grammy — за продюсерское мастерство, в номинации «Best engeneered non-classical recording»[36].

8 мая 1970 года в Англии вышел последний битловский студийный альбом, Let It Be, с материалом, записанным годом ранее. Как и во всех альбомах второй половины 60-х годов Пол Маккартни здесь — основной автор: ему принадлежат «Let It Be», «Long and Winding Road», «Get Back», «I’ve Got a Feeling», «Two of Us». Об истории создания «Let It Be» (вышедшей синглом 6 марта), одной из своих самых знаменитых песен, Маккартни рассказывал:

Я находился в глубокой депрессии, думаю, в значительной степени из-за наркотиков. Это был безумный отрезок моей жизни, многие вещи, как мне казалось, утратили смысл… Внутри была пустота. Я запомнил эту ночь: ложась в постель я почувствовал себя особенно плохо. Во сне мне явилась мать, давным-давно умершая, и сказала: «Пусть все будет так; не волнуйся, все образуется». Я ощутил огромное облегчение. И — написал «Let it Be». Этот сон спас меня, когда я находился на самом краю бездны… [37]

31 декабря 1970 года Пол Маккартни через своих адвокатов начал процесс о расторжении партнерства «Битлз» и подал иск против Алана Кляйна, Джона Леннона, Ринго Старра и Джорджа Харрисона. Он считал, что ситуация, в которой оказались бывшие участники группы, не имела другого решения[7].
[править]
Сольная карьера

Разрыв с коллегами по «Битлз» произвёл крайне тягостное впечатление на Маккартни (Линда утверждала даже, что — «распад The Beatles разрушил» его)[38]. Уединившись в своем шотландском имении, Пол вёл там жизнь отшельника. Именно здесь он впервые начал употреблять героин. «Я был совершенно опустошен. Впервые в жизни я ощутил себя выброшенным на свалку. Это было ужасное чувство разочарования и ощущение того, что ты больше никому не нужен, душу заполнила пустота», — вспоминал он[38]. В марте 1970 года Пол вернулся из уединения с материалом своего первого сольного альбома, записанного им на четырёхдорожечной аппаратуре, купленной у EMI. В апреле 1970 года альбом McCartney поднялся на вершину списков Биллборда[39]; здесь он продержался 3 недели и стал впоследствии дважды платиновым) и достиг #2 в Британии.

Ram (1971), записывавшийся 10 января — 15 марта в нью-йоркской студии Columbia Records, вышел уже как совместная работа Пола и Линды Маккартни. Альбом, участие в котором принял Нью-Йоркский филармонический оркестр, возглавил британский хит-парад был вторым в США. Синглами из него вышли «Another Day» (#2 Великобритания, #5 США) и «Uncle Albert/Admiral Halsey» (#1 США). Последний, кроме того, по итогам года удостоился Grammy в номинации «Лучшее вокальное исполнение»[40].
[править]
Wings: 1971—1980
Основная статья: Wings

В августе 1971 года с Линдой, гитаристом Денни Лейном (экс-Moody Blues) и Дэнни Сэйвеллом Пол Маккартни основал супергруппу Wings, в составе которой продолжал выступать до 1979 года.

Дебютный альбом группы Wild Life был сдержанно принят критикой, но по итогам года журнал Record World назвал Пола и Линду лучшим дуэтом[41]. Из трёх синглов группы 1972 года два оказались запрещёнными на Би-Би-Си: «Give Ireland Back to the Irish» (он был посвящён событиям «Кровавого воскресенья» в Ирландии) и «Hi Hi Hi» (цензоров смутила строчка: «Я хочу, чтобы ты легла в постель и приготовилась к моей телесной пушке»)[42][42][43].

В августе 1972 года Пол, Линда и Денни Сэйвелл были арестованы в Швеции за хранение наркотиков и оштрафованы[44]. После того, как музыканты признались, что коноплю получают по почте из Лондона, британская полиция произвела облаву на две шотландские фермы Маккартни и уничтожила там все конопляные посадки[42]. Впоследствии (8 марта 1973 года в городе Кэмпбелтауне, Шотландия) Пол и Линда были оштрафованы на символическую сумму в 100 фунтов каждый[45].
[править]
1973—1976

Альбом Red Rose Speedway (#4 Великобритания, #1 США), как и предшествовавший ему сингл «My Love», вышел как релиз Paul McCartney & Wings[45]. 16 апреля 1973 года Маккартни выступил в телевизионном музыкальном варьете «James Paul McCartney», а затем с участниками Wings записал музыкальную тему для Бонд-фильма «Live and Let Die»: так возобновилось его сотрудничество с Джорджем Мартином (автором саундтрека), аранжировавшим и спродюсировавшим эту запись[46]. Трек «Live and Let Die» 1 июня (18 июня — в США) вышел синглом и поднялся до #2 в США и Канаде (#7 — в Великобритании)[47].

В осенью 1973 года Пол Маккартни с группой (состав которой покинули Маккалох и Сейвелл) отправился записывать новый альбом в Нигерию[48]. Здесь ему пришлось самому исполнить партии ударных, причем впоследствии эту работу высоко оценил сам Кит Мун. В Нигерии чету Маккартни поджидали потрясения: в какой-то момент они подверглись вооружённому ограблению, позже Пол перенес тяжелый приступ бронхиальной астмы, сопровождавшийся обмороком[45]. Band on the Run (вновь подписанный Paul McCartney and Wings) возглавил основные мировые хит-парады и журналом Rolling Stone был назван «альбомом года», опередив в списке The Dark Side of the Moon[45][49].

28 марта 1974 года впервые после распада «Битлз» Леннон и Маккартни сыграли вместе в лос-анджелесской Burkbank Studios, исполнив «Midnight Special».

Поделись с друзьями