Gainsbourg Serge тексты песен

Gainsbourg Serge биография

Серж Генсбур оставил свой след не только в популярной французской музыке, но и в сугубой повседневности - некоторые люди, вещи, напитки, бумаги, пластинки и топонимы войдут в историю только благодаря тому, что Серж когда-то знал, носил, пил, сжигал, прослушивал и посещал их. Благодаря активности Сержа Генсбура оказались странным образом связаны Сальвадор Дали, Владимир Набоков, Муслим Магомаев, Катрин Брейя, Лев Бронштейн-Троцкий, Жорж Сименон, Борис Виан, Мик Харви, Андре Кайатт, Ванесса Паради и даже верховный раввин Франции. Максим Семеляк попробовал разложить долгую и беспорядочную жизнь Генсбура по буквам латинского алфавита.

Arnaud, MicheleВ конце пятидесятых он был аккомпаниатором этой певицы в кабаре Milord d'Arsouville - том самом, где Люсьен Гинзбург впервые увидел Бориса Виана и навечно превратился в Сержа Генсбура. Арно - первая женщина, запевшая песни Сержа (и, кстати, озвучившая первую его сальность - песенку «La femme des unes sous le corps des autres»). В 1966 году они дуэтом исполнили гениальную «Les papillons noirs». Сильно впоследствии Мишель Арно обернулась продюсером фильма «Пинк Флойд» в Помпеях». Умерла в 1998-м.

BijouФранцузское полупанк-трио, сделавшее Сержу приятное в конце семидесятых. Серж в ту пору был уже не молод, не вполне нужен, и только группа Starshooter лихо издевалась над его «Le poinconneur des Lilas». Bijou, напротив, были на топе и попросили Сержа сперва о песне («Betty Jane Rose»), а потом и о совместном выступлении. И Генсбур, не игравший концертов с 1965 года, тряхнул сединой, доведя зал в Эперне до экстаза, а себя до слез. Он стал единственным французским шансонье, завоевавшим уважение панков. Забавно, что первым номером они тогда сыграли архивные «Les papillons noirs».

“Les chemins de Catmandou”Диковатый, но красочный фильм Андре Кайатта 1969 года о похождениях мятежного юноши в Непале. Джейн Биркин играет очаровательную хиппи-героинщицу по имени Джейн с раскрашенным лицом и доступным телом. Серж же с совершенно ширвиндтовским апломбом изображает циничного расхитителя восточных реликвий. Особенно хороша сцена, где хмурый расхититель двоится в глазах галлюцинирующей Джейн.

Dali, SalvadorГенсбур и Дали иногда ужинали вместе, но так и не выяснили, кто из них был одареннее. Они даже замышляли совместный балет, но дело ограничилось тем, что Серж купил картину Сальвадора «Охота на бабочек». Есть мнение, что самая знаменитая строчка Генсбура «moi non plus» («я тоже нет») является всего лишь цитатой из Дали, который заявлял следующее: «Пикассо испанец, я тоже, Пикассо гений, я тоже, Пикассо коммунист, moi non plus».

“Evguenie Sokolov”Так назывался роман Сержа о нелегкой судьбе художника-метеориста, а также самая дикая его песня, где ветры и газы ведут основную вокальную партию. Образ Соколова затрагивает сразу две важные для С.Г. темы - русскую и скатологическую. На склоне лет вторая стала занимать как-то уж совсем много места - альбом «Vu de l'exterieur» был чуть не целиком посвящен туалетному экзистенциализму. Генсбур откорректировал формулу Мандельштама: поэзия не столько ворованный воздух, сколько испорченный.

Francs, 50011 марта 1984 года в прямом эфире телевизионной передачи “7 sur 7”Серж закинул ногу на ногу и сообщил: «Андропов умер, потому что пил некачественную польскую водку». После чего вынул из кармана 500 франков и Zippo и, проклиная налоговую политику государства, испепелил купюру. Вообще, этот фокус он неоднократно проделывал ранее в кругу друзей – чему бывали свидетелями даже иные советские журналисты-международники. Серж всегда хотел денег, но вел себя с ними исключительно приятно. Реплика его персонажа из фильма «Незнакомка из Гонконга» - «Чаевые можно и не давать» - не соответствовала действительности. Серж, как Синатра, редко жадничал – давал сильно преувеличенные чаевые, совал в русских ресторанах стофранковые бумажки в скрипки и даже был замечен в благотворительности.



Goraguer, AlainГенсбур многим обязан аранжировщикам. Первым в длинном ряду (Коломбье, Гринслейд, Ванье и другие) был Ален Горагер - он доводил до ума ранние записи Сержа. Струистые флейты, африканские перкуссии, точеные мамбо, тромбон-нуар и «La chanson de Prevert» - это все Горагер. Горагер даже дружил с его родителями, а о подопечном отзывался так: «Не слишком ладит с гармониями, да и пианист он не великий, но чего не отнять - это вкуса и врожденного музыкального инстинкта». Композитор и аранжировщик разошлись в 1964 году - Горагер обиделся на то, что Серж не указал его в титрах фильма «Стриптиз», над музыкой к которому они работали. Впоследствии Ален прославился саундтреком к «Затерянной планете», из которого нежно высосана треть первого альбома Air.



Houston, WhitneyОдна из самых громких проказ Сержа, фактически международный скандал. В апреле 1986 года в программе Champs-Elysees, беседуя с Уитни Хьюстон, Серж пожаловался ведущему по фамилии Дрюкер: «Я хотел бы ее трахнуть». И хотя переводчик сделал все, что мог, Уитни поняла. Франция веселилась неделю. У нас на нечто подобное сподобился только Шнуров, признавшийся в прямом эфире телеканала ТВ-6: «Сегодня я отрежу себе х...!»



“Intoxicated Man”
Эта песня была написана в 1962 году в пандан к заветному творению Бориса Виана «Je bois» («Я пью») и стала символом многолетней бузы Сержа. Когда писатель Марсель Эме опубликовал аннотацию к первому альбому Генсбура, он ошибся в возрасте певца (25 вместо 30), но указал на главное - «он поет об алкоголе». Коронным напитком Генсбура был-«Пастис-51», который он называл «сто вторым» из-за перманентно удвоенной дозы. Серж также отдавал должное «Гиннессу», «Дому Периньону», дайкири, а также пошлейшему мятному ликеру Get 27 (в восемнадцать оборотов). Наркотики никогда не были его страстью. Марихуаны он не курил, даже гостя в Кингстоне. Во внутривенных инъекциях знала толк его последняя жена Бамбу - за что Серж неоднократно обещал расквасить ей физиономию, однако обещания своего не сдержал.

“Je t’aime... moi non plus”
Главный плутовской романс XX века был сочинен майской ночью 1967 года и изначально предназначался для Брижитт Бардо. Они записали дуэт. Тогдашний муж ББ не захотел, чтоб его супруга имела хоть какое-то отношение к песне, примерный перевод которой соответствует русской похабной частушке (ср. «Je vais et je viens/Entre tes reins» и «Хоть до сердца
не достану,/Но по легким повожу»). Бри-Бри отреклась. «Все знают, что Бардо дура», - резюмировала тогда Марианна Фейтфул, которую, впрочем, никто не спрашивал. Год спустя Генсбур встретил молоденькую англичанку, увлекся и даже затащил ее в номер «Хилтона», однако спьяну заснул, не притронувшись. Англичанку звали Джейн Биркин. Она стала третьей женой Сержа и в 1969 году голосом женщины, прижатой лицом к подушке, спела «Je t'aime...», прославив Сержа на весь мир. (Версия с Бардо вышла в 1986 году.) В половине европейских стран этот стон, что у них песней зовется, был запрещен. В 1976 году Генсбур снял одноименный фильм, где предоставил голую задницу Джейн на усмотрение уорхоловского перверта Джо Даллесандро.

Karina, Anna
Жена и муза Годара пересеклась с Сержем на съемках музыкальной комедии «Анна» (1967) - ей была поручена песня «Sous le soleil exactement». Серж впоследствии ворчал, что этот мюзикл сильно опередил свое время. Карина всегда вспоминала о тех временах с нежностью, упирая на то, что Серж был таким застенчивым, и всегда-то он прикрывал рот рукой, когда смеялся. Большой ребенок, по ее словам.


Lolita
Страсть к несовершеннолетним, плавно переходящая в кровосмешение, - этот сюжет бередил мозг Сержа до самой смерти и нашел последний и окончательный приют в песне «Lemon Incest», вдохновленной Шопеном и дочерью Шарлоттой. Песен на этот счет можно припомнить много: «Mes petites odalisques», «Chez les уe-уe», гимн малолетней растаманке Лоле, «Five easy pisseuses» etc. Сольник Джейн Биркин также назывался «Lolita Go Home». Но венцом педофилического творения стал концептуальный и великий диск 1971 года об английской рыжеволосой девочке по имени Мелоди Нельсон. В свое время Серж даже читал главы из набоковской «Лолиты» по французскому радио. А иногда Набоков уходил в тень Льюиса Кэрролла, и Долорес уступала место Алисе - так, например, случилось в семиминутной песне-мастурбации «Variations sur Marilou».

Mickey Maousse
В конце жизни – тотемный зверек Сержа. Генсбур настаивал на своем разительном сходстве с американской мультипликационной мышью - мол, такие же огромные уши и столь же ненормированный член. Для убедительности он написал ритмично попискивающую регги-песню «Mickey Maousse», в которой Микки был сравним уже только с членом композитора. «Когда ты его теребишь, он пускает пену», - так пел Генсбур.

Nerval, Gerard
На стихи этого предтечи символистов, повесившегося на садовой решетке, Серж написал песню «Le rock de Nerval». Еще Серж любил Рембо, Пикабиа, Гюисманса, сочинял музыку на стихи Гюго, а в собственных текстах поминал Ронсара, По и обоих Миллеров - Генри и Артура. Вердена презирал за слезливость, в запале говорил: «Он плачет, а я просто деру глотку». Бельведерского изящества композиция «Le rock de Nerval» слегка напоминает таривердиевскую тему из фильма «Последний жулик» (1966) с Николаем Губенко в главной роли. Только «Le rock de Nerval» был сочинен пятью годами раньше.

Odessa
Сын еврейских эмигрантов из России, Серж не без основания полагал, что его корни в Одессе. Существует максимально похожий на правду слух, что в 1990 году Серж таки вышел из вагона и двинул вдоль перрона - якобы он инкогнито навестил Одессу, а вместе с ней и Москву, договорился о гастролях, но умер. Человек, будто бы привозивший его в Москву, тоже недавно скончался. Так что спросить не у кого. Но хотелось бы верить.

“Poupee de cire”
В 1965 году Серж был очень расстроен: провалились его совместные с Барбарой гастроли. Он подумывал оставить сцену и уйти в киноактеры, благо предложения сыпались. Но вдруг невинная малолетка Франс Галль взяла первый приз Евровидения с его песней «Poupee de cire, poupee de son». Генсбур получил 350 000 франков и единовременный статус композитора № 1 в Испании, Германии и Швеции. Некрасивая Twinkle сразу сделала англоязычную версию «A Lonely Singing Doll», без которой, впрочем, жить можно. А вот величавый и тормозной вариант Муслима Магомаева («Кукла, кукла восковая, не полюбишь вовек») имеет смысл переслушивать хотя бы раз в год.



“Qui est “In” qui est “Out”
Самая рокерская песня Генсбура - он поет ее задыхаясь, едва успевая за собственным ритмом. Такое вполне могло бы родиться у позднего Моррисона. Сержу подпевает Брижитт Бардо, ответственная за самый коренной перелом в жизни Сержа. Когда она в 1966 году попросила написать ей песенок, он решил, что ослышался. Когда понял,что слух не подвел, породил «Comic Strip», «Доктора Джекилла», «Je t'aime...» и как раз «Qui est «In». Бардо тогда имела в виду всего лишь комический дуэт по типу «красавица и помесь Пьеро с Арлекином», нечто вроде пары - Софи Лорен и Питер Селлерс.А получилась любовь исторического значения и несколько песен, которые непременно переживут обоих участников.


Rolls-Royce
Любимая машина Сержа, со времен безденежной молодости помешанного на шикарностях. На первый «роллc» Генсбур заработал в 1963 году пластинкой «Gainsbourg confidentiel» (той, где песня «Elaeudanla Teiteia»). Вообще, вечно пьяненький Серж не очень ассоциируется с автомобилем да и техникой вообще - не Стив Маккуин, прямо скажем. В 1969 году Серж купил себе антикварный «роллc», на котором не выезжал, а использовал в качестве пепельницы: сидел на переднем сиденье, думал, курил, улыбался.

Sly&Robbie
Ямайские барабанщик и басист, которых Серж называл «мои шимпанзе». Благодаря «шимпанзе» Генсбур вторично (после скандала с «Je t'aime...») стал национальным антигероем Франции. В 1979 году Серж выехал на Ямайку, где записал альбом на слабую долю, коронным номером которого была регги-Марсельеза. Впервые о Серже написали не в разделе «Культура», а на первых полосах. Десантники грозились его прикончить, ему припомнили еврейские корни, в конце концов он просто получил на улице по морде. В Страсбурге он вышел на сцену один, искренне спел Марсельезу, и его не тронули. Проблемы возникали не только со стороны Франции. Так, в одной из песен Серж вздумал назвать Хайле Селассие «мрачным идиотом». Ему объяснили, что так не надо, и Серж заменил «идиота» на «идола».

“Tapage nocturne”
Кинорежиссерша Катрин Брейя не всегда видела источник вдохновения в члене Рокко Сиффреди. В 1979 году она успела поработать с кинокомпозитором Генсбуром над невнятной кинолентой «Tapage nocturne». В фильме заглавную тему играют все те же милые Сержу Bijou.

Rue de Verneuil
До 40 лет Серж жил с родителями на avenue Bugeaud. Девиц oн водил в отели, а для телеинтервью использовал чужие апартаменты - например, квартиру Петулы Кларк. В конце 1907 года Генсбур наконец купил себе легендарное жилье на rue de Verneuil. в седьмом округе Парижа, рядом с Сен-Жермен-де-Пре. Там ему после ухода Джейн готовила еду Катрин Денев. Там он поддерживал нездоровый порядок - каждая пепельница должна стоять на своем месте! Там он и умер - во сне и одиночестве. Пожарные влезли к нему через окно. Каддши над телом прочел раввин Ситрук, ставший впоследствии верховным раввином Франции.

Ursull, Joelle
Смуглая стройная девка, одна из последних певиц, воспользовавшихся услугами Сержа-композитора. Его «White and Black Blues» в ее исполнении занял второе место на Евровидении 1990 года. В отличие от другой протеже Сержа, Ванессы Паради, Жоэлль завидной карьеры не сделала.

“Classee X”
Песня позднего периода, лишний раз провозглашающая любимый Сержем эксгибиционизм. Серж уважал публичные непристойности с самого конца пятидесятых, но начиная с 1982 года это стало чересчур заметно. Серж в те дни придумал себе альтер эго по прозвищу Генсбарр - то был его личный мистер Хайд. Именно Генсбарр в 1982 году в программе Droit de reponse приставил себе к чреслам огромное дилдо, потом притворялся гомосексуалистом, сквернословил, много и не вовремя пил и вслух мечтал о слепке с собственного члена. Именно от Генсбарра ушла в конце концов жить в отель Джейн Биркин. И в тот же миг Генсбарр превратился в Генсбура и подвез ее с детьми на кабриолете к гостинице. И кабриолет подарил

Wonga-Wonga
Национальный парк в Габоне. Серж обрадовался названию и в 1983 году в лихорадочных условиях снял там свой второй фильм - «Экватор» по роману Жоржа Сименона. Сюжет строится на убийстве чернокожего мальчика. В фильме должен был сниматься Патрик Деваэр, но он незадолго до начала съемок покончил с собой.

“Yellow Star”
Песня с суперпровокационного альбома «Rock Around the Bunker», целиком посвященного нацистской символике; переживший оккупацию Серж знал в ней толк. Еврейский вопрос Серж готов был поднимать всегда и везде - особенно в конце жизни. Про Троцкого, положим, рок-н-роллы кто-то да складывал, но вот песен про Каменева и Зиновьева не писали даже в Московской рок-лаборатории в перестроечные времена. А Генсбур - писал. Каменев и Зиновьев упомянуты в его разоблачительной регги-миниатюре под названием «Бог - еврей». Серж также любил нацепить на лацкан звезду Давида и значок Карла Маркса, а во время шестидневной войны, как истинный гений своего народа, даже сочинил произраильскую песню «Солдат и сабля» (ср. антиукраинское стихотворение И.А.Бродского).

Zorn, John
В 1997 году нью-йоркский саксофонист и даун-таун-куратор Джон Зорн выпустил очень приличный сборник с кавер-версиями Генсбура. Но первым на смерть француза откликнулся все же Момус - его диск «Hippopotamomus» (аллюзия на генсбуровскую песню «L'hippopodame») появился в 1991 году и воздавал должное Сержу с таким полупорнографическим усердием, что был даже запрещен. Мик Харви из The Bad Seeds сделал пару худосочных дисков. Много было японских имитаций - особенно выделялся Кензо Саеки. Оккультый регион тоже воздал должное Сержу - Psychic TV, как могли, отыграли «Je t'aime...». Диск Air 2004 года называется по песне Генсбура. У нас кавер-проект вроде бы затевал А.Ф.Скляр, но, к счастью, этого либо пока не случилось, либо прошло незамеченным. А вот саратовская группа «Нежное Это» мило переделала «Les sucettes» - «Анечка любит сосачки».

Поделись с друзьями